Что такое аксиология

изображение Что такое аксиология

Аксиология – что это такое простыми словами

Термин «аксиология» сочетает в себе два греческих понятия – «ценность» и «учение», поэтому дословно его можно обозначить как “наука о ценностях”.

Аксиология является разделом философии, освещающим различные взгляды на ценности. Она содержит в себе вопросы о природе различных ценностей, их взаимосвязи и месте в мире, социуме, культурной среде и жизни отдельного человека.

Первым о ценностной теории задумался Сократ. Она стала ключевой частью всей его философии. В частности, Сократ постоянно задавался вопросом «что такое благо». И в итоге смог прийти к выводу, что благо представляется как ценность, реализованная человеком. Такая ценность становится полезной для человека. Соответственно, между ценностью и полезностью можно проследить тесную взаимосвязь.

Тема ценности прослеживается и в философских направлениях средневековья и античности. Там она был включен в теорию бытия. Так, основной ценностью считали полноту бытия человека, сочетающую в себе достижение идеального состояния, как в этическом, так и в эстетическом плане.

В учении Платона прослеживается тема Блага, которое ещё называют Единым. Платон отождествляет его с Красотой, Добром, Бытием. И подобной концепции следует вся платоновская философская ветвь.

Аксиология в философской науке появляется при расщеплении бытия на реальность и ценность. Последняя при этом выступает как возможность воплощения чего-либо в жизнь. Задачей аксиологии в данном случае является демонстрация возможностей человеческого ума в рамках реальности.

Теории аксиологии

Натуралистический психологизм

Суть теории в том, что абсолютно все ценности берут начало в потребностях человека – физиологических и психоэмоциональных, и могут быть обозначены как конкретные факты. Приверженцами такой теории являются Пери, Мейнонг, Льюис, Дьюи и Тугаринов.

картинка Что такое аксиология

Трансцендентализм

Эта теория была разработана в Бадене школой неокантианства. Здесь ценность представляется идеальным бытием. Причем, идеально оно не с точки зрения практического опыта, а в соотношении с трансцендентным сознанием. Эти совершенные ценности независимы от человеческого желания, стремления и потребностей.

Однако ценностям необходимо иметь какую-либо связь с реальной жизнью. И здесь просматривается два пути – идеализировать сознание человека либо создать идею существования некоего сверхчеловеческого сознания, на которое могли бы опираться идеальные ценности.

Персоналистический онтологизм

Именно на идее существования такого сверхчеловеческого сознания, а точнее сущности, именуемой «логосом», и строится данная теория. Онтологизм – учение о начале, из которого произошло всё сущее, оно предполагает, что человеческое познание возможно лишь через интуитивное понимание Бога.

Авторство идеи персоналистического онтологизма принадлежит Шелеру. Он считал, что Богу присущи вневременные ценностные черты. И они имеют искажённое, неидеальное отражение в человеческой личности.

Выделяются разные типы личности. Каждый из них определяется свойственной только ему иерархией ценностей. Именно на них и базируется онтологическая основа человеческой личности. Николай Гартман, будучи основоположником критической онтологии, поставил вопрос о том, чтобы исключить религиозную составляющую в теории аксиологии и освободить ценности от идеи существования сверхчеловеческого существа.

Культурно-исторический релятивизм

Этой теории придерживался Дильтей. Он считал, что могут существовать множественные типы ценностных систем. Они все равноправны. Каждый из них существует в рамках конкретного культурно-исторического контекста.

Социологизм

Данную теорию развивал немецкий философ, историк и социолог Макс Вебер. Он основывался на взглядах неокантианцев о том, что ценность – это норма, которая выступает в качестве значимости для каждой конкретной личности.  Именно это представление он использовал, когда интерпретировал термин «социального действия».

Суть его состоит в том, что каждый человек должен терпеливо принимать действия окружающих, не вмешиваться и соотносить свои действия с ними. Позднее теорию ценности рассматривает школа структурно-функционального познания. Возглавлял эту школу американский социолог, один из основоположников теоретической социологии Толкотт Парсонс. Школа Парсонса присваивает ценности более обобщённое методологическое значение.

Ценность используется как инструмент для познания и описания разнообразных общественных отношений. Так, социальная группа любой величины всегда имеет в своей основе некие ценности, разделяемые всеми её участниками.

Особенную остроту проблема в области ценностей имеет в тех обществах, где не ценятся идеологические установки и отсутствует уважение к культурным традициям.