Что такое орфограмма – примеры

изображение Что такое орфограмма - примеры

Русский язык изучается на протяжении всех лет обучения в школе. С понятием орфограммы дети знакомятся еще в младших классах. Ее подчеркивание – важный момент для осознания и усвоения пройденного материала. Сначала школьники учатся ее самостоятельно находить, потом правильным выбором способа ее выделения в тексте демонстрируют учителю свои навыки.

Под орфограммой принято считать слабую позицию буквы. Это значит, что речевое воспроизведение и запись произнесенного не совпадают. Мало разобраться, что обозначает понятие, нужно еще научиться правильно выделять (подчеркивать).

В школьной практике применяется подчеркивание трудного места написания простой чертой, а условие, определяющее правильный выбор – двойной.

Перечень правил, изучаемых на начальном этапе обучения

  • Начало предложения всегда пишется с большой буквы.
  • Имя, фамилию, кличку животного всегда пишем с большой буквы.
  • Обозначение границ предложения знаками препинания.
  • Правописание слогов ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Правописание словоформ с обозначением мягкости при помощи «Ь».
  • Правописание словоформ с разделительным «Ь»*.
  • Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН.
  • Проверяемая ударением безударная гласная в корне.
  • Непроверяемая безударная гласная в корне, которую следует запомнить.
  • Проверяемые согласные конца слова.
  • Проверяемые согласные конца и середины слова.*
  • Раздельное написание предлогов и слов.

* Правописание слова с разделительным «Ь» может быть не рекомендовано для изучения на первичном этапе.

* Согласные конца и середины слова, которые можно проверить, не всегда рекомендуются для изучения на первичном этапе.

картинка орфограмма

Образец задания с проговариванием и выделением трудностей

Света с сестрой жили летом за городом у бабушки. Возле дома речка и лес. Там большие деревья. Грибы в лесной чаще. (21 сл.)

Как проводить разбор устно

  1. Света – начальный символ – заглавный: это имя девочки.
  2. С – предлог. Его отделяем от следующего существительного.
  3. Сестрой – выбираем вариант Е, проверка: СЁСТРЫ. Ударный слог слышен отчетливо.
  4. Жили – ЖИ выбираем версию с И. Правило – ЖИ-ШИ пиши через И.
  5. Летом – наречие для запоминания без проверки.
  6. За – предлог. Его отделяем от следующего понятия.
  7. Городом – обозначаем через О. Эту безударную гласную в корне следует запомнить.
  8. У – предлог. Его разделяем с другим понятием.
  9. Бабушки – сложности не содержит.
  10. . – Постановка знаков препинания для разграничения синтаксических единиц.
  11. Возле – начальный символ предложения – прописной.
  12. Дома – все понятно, сложностей в записи нет.
  13. Речка – ЧК всегда без Ь.
  14. И – союз. Его разделяем со следующим существительным.
  15. Лес – все понятно, сложностей в записи нет.
  16. . – Постановка точки для разграничения синтаксических единиц.
  17. Там – первый символ – прописной: начало высказывания.
  18. Большие – напишем через О, проверим: БОЛЬШЕ. Под ударением все отчетливо слышно.
  19. Деревья – пишем через Е, проверка: ДЕРЕВО.
  20. . – Постановка символов препинания для разграничения высказываний.
  21. Грибы – первый символ – прописной: начало высказывания.
  22. Грибы – напишем через И, проверяем – ГРИБ. Под ударением все отчетливо слышно.
  23. В – предлог. Его отделяем от следующего прилагательного.
  24. Лесной – следует писать через Е, проверяем – ЛЕС. Ударная позиция.
  25. Чаще – напишем через А: ЧА-ЩА пишутся с А.
  26. . – Постановка точки для разграничения синтаксических единиц.

Выделяем трудности:

  1. Одинарной черточкой подчеркиваются заглавные буквы имен собственных и начала высказывания, знак препинания в его конце, а также Ь, использованный для обозначения мягкости.
  2. В трудных местах, которые требуют проверки (или если проверить нельзя, в словарных) слабую позицию подчеркиваем и ставим ударение.
  3. В слогах ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ – Ч, Ш, Щ выделяются удвоенным подчеркиванием, А,И,У – одинарным. Щука, часы, живот
  4. Буквосочетания ЧК-ЧН подчеркиваются двойной черточкой. Дочка, обычно.
  5. В вариантах, где правильность выбора проверяется, ставим ударение и подчеркиваем одной чертой. Ударную позицию выделяем удвоенной линией. Голосовой – голос, берега – берег
  6. Одинарное выделение используем с парными звуками, которые можно проверить. Ясно произносимый звук в проверочном варианте выделим 1 полоской, а последующий звук – двойной.* зуб – зубы, ножка – ножек
  7. Непроизносимые звуки в корне подчеркнем одной чертой. В проверочном варианте это место обозначаем 1 полосой, а следующий за ней звук- 2. Если непроизносимость мнимая – выделим подозрительное сочетание 1 линией. Известный – известен, вкусный – вкусен
  8. Одной полоской подчеркиваются разделительный твердый или мягкий знак, разделенное им – двойными линиями. Подъезд, соловьи
  9. Одной черточкой подчеркнем удвоенную согласную. Класс, колонна

*Требования учителей иногда могут быть другими. Консультируйтесь у вашего преподавателя.