Кто такой мерчендайзер, чем он занимается, обязанности

изображение Кто такой мерчендайзер, чем он занимается, обязанности

Мерчендайзер – непривычный и иногда отпугивающий термин для традиционного русского языка. В действительности это вполне понятная должность, имеющаяся практически в каждой торговой компании. Данный сотрудник специализируется на продвижении продукции предприятия и поддержанием хорошей репутации продвигаемой торговой марки.

Зачастую мерчендайзерами устраиваются люди без опыта работы или студенты. Уже спустя 1-2 года человек получает комплекс требующихся умений для дальнейшего построения карьеры. Эта должность требует наличия творческих навыков. В том числе, креативный подход к выполнению поставленных задач, является одним из ключевых факторов для продвижения по карьерной лестнице.

Места работы

Должность мерчендайзера обычно присутствует в каждой компании, специализирующейся на оптовых или розничных продажах. Неважно, какую продукцию продает предприятие – одежду, стройматериалы, электроинструмент или продукты питания – данный специалист должен присутствовать в штате.

История профессии

Специальность достаточно молодая. Сформировалась порядка 20 лет назад и пришла в Россию с Запада. В современном понимании предполагает планирование и стимуляцию продаж товаров. Это 2 основные задачи сотрудника.

На этапе оформления профессии как таковой перед коммерческими организациями возникла необходимость разработки новых приемов для поддержания конкурентоспособности и укрепления рыночных позиций.

Потенциальных и постоянных клиентов нужно беспрерывно стимулировать к приобретению продукции компании. В противном случае «выжить» в среде с высокой конкуренцией крайне сложно. Поэтому сформировалась должность мерчендайзера. Этот сотрудник должен сделать продукт более заметным и привлекательным для клиента.

Обязанности

К главным обязанностям, которыми занимается мерчендайзер, относятся:

  • контроль и выполнение выкладки товаров в торговых объектах;
  • отслеживание ассортимента. Пополнение недостающих товарных позиций в случае необходимости;
  • обслуживание витрин и прочего торгового оборудования.

Также к обязанностям данного работника часто относят размещение маркетинговых и POS-материалов (ценники, плакаты, буклеты и т. д.). Эти материалы специально разрабатываются для привлечения внимания покупателей к продвигаемой продукции. В целом работа мерчендайзера направлена на повышение продаж компании. Основная его задача в этом – правильная расстановка продукции в соответствии с мерчендайзинговыми требованиями и корпоративной политикой предприятия.

Дополнительно он может выполнять следующие функции:

  • оформление заказов;
  • поддержка привлекательного вида упаковочных материалов;
  • изменение розничных цен;
  • пополнение ассортиментного ряда магазина.

Требования к мерчендайзеру

Конкретные требования к специалисту могут варьироваться в зависимости от отрасли работы. Зачастую кандидату не предъявляются какие-либо узкоспециализированные требования. Это обусловлено тем, что на должность обычно принимают новичков без опыта, которые должны получить необходимые знания и опыт уже в процессе трудовой деятельности.

К основным и наиболее распространенным требованиям можно отнести:

  1. Полная дееспособность (совершеннолетие)
  2. Умение работы с персональным компьютером на уровне пользователя (взаимодействие с офисным и учетным программным обеспечением)
  3. Гражданство россии. Руководство некоторых компаний лояльно относится и к кандидатам из соседних стран, входящих в СНГ
  4. В случае с продажей продуктов питания обязательно наличие санитарной книжки
  5. Готовность к физическим нагрузкам. Особенно актуально для предприятий, продающих габаритную и тяжелую продукцию, такую как инструменты, стройматериалы, запчасти и т. п.

В составе организации может присутствовать несколько торговых объектов. В данном случае от сотрудника обычно требуется умение управления транспортным средством. Последнее может предоставляться компанией. В некоторых случаях работнику необходимо иметь собственный автомобиль, что определяется корпоративной политикой предприятия.

Если у компании имеется уже 6-8 точек продаж, без личного или служебного транспортного средства не обойтись. Использование общественного транспорта не позволит выполнить весь объем работы. Поэтому данный фактор нужно учитывать на этапе обращения о трудоустройстве.

Как стать мерчендайзером?

Для получения должности, как правило, не требуется специальное образование. Поэтому компании часто трудоустраивают студентов и других лиц без опыта работы и высшего или среднего профессионального образования. Некоторые организации требуют наличия менеджерского или экономического образования.

Однако большинство предприятий набирают в отдел мерчендайзеров-новичков, организуя для них обучающие курсы и другие мероприятия для получения необходимого квалификационного уровня.

Многие компании предпочитают обучить специалиста под собственные требования. Это обусловлено индивидуальной спецификой работы каждой отдельной организации, в том числе, с учетом сферы ее деятельности.

Зарплата мерчендайзера

Должность может предполагать, как полную, так и частичную занятость. Это значительно влияет на сумму заработной платы. Также на размер оплаты труда влияет город и регион. В крупных мегаполисах зарплата, как правило, выше, чем в провинциях.

В среднем мерчендайзер зарабатывает порядка 30000 руб. Но, при условии неполного рабочего графика зарплата может варьироваться в пределах 8000-15000 руб. в месяц. Многие специалисты, работающие на условиях частичной занятости, являются мерчендайзерами одновременно в 2-3 предприятиях.

Наличие собственного транспорта также влияет на оплату труда. Сотрудники с личными автомобилями обычно зарабатывают больше, но и выполняют повышенные объемы работ. Наличие дополнительных навыков – также один из факторов формирования зарплаты. Специалисты с собственными транспортными средствами, обладающие дополнительными умениями, зачастую зарабатывают в пределах 350000-70000 руб.