Пантеизм – что это такое?

Картинка Пантеизм – что это такое?

Пантеизм происходит от древнегреческого «пан» – «каждый», и «тео» – «божество». Под данным наименованием подразумевается философская концепция, в основе которой находится постулат о единстве и даже тождественности Бога-творца и природы, окружающего мира.

Основы концепции

Последователи данной философской концепции считают, что понятие «Бога-творца» можно понятнее и всеобъемлюще осмыслить, отождествив его с окружающей человека Вселенной. Они не верят в Бога, как в некое антропоморфное существо, обладающего индивидуальной личностью, особым складом ума и т.д.

Все течения пантеизма, несмотря на некоторые различия в частностях, в общем объединяются центральной идеей о понимании Вселенной как некой всеобъемлющей и святой целостности всего сущего.

Пантеисты также не признают антропоцентрические концепции, являющиеся основополагающими практически для всех мировых религий.

Они ставят человека, с точки зрения важности его существования, на одну ступень вместе со всеми прочими сущностями, населяющими окружающее его пространство. Соответственно, краеугольными камнями данного учения можно назвать:

  • Утверждение о божественной сущности всего, что окружает человека.
  • Отрицание Бога как некоего существа, имеющего собственную личность. По их понятием Бог, это некая безличная сущность – природа, Вселенная.

Возникновение и развитие

Впервые данный термин ввёл в обращение британский философ Рафсон в конце 17 века. Однако идеи, позднее названные пантеистическими, выражались философами задолго до этого. Первые отзвуки таких идей можно встретить у группы греческих философов-досократиков, прежде всего, у Гераклита и Ксенофана.

Более всего же пантеизм в античную эпоху проявился в мировоззрениях стоиков – начиная от Зенона и заканчивая римским цезарем Марком Аврелием. В Древнем Риме стоицизм, духовно близкий к пантеистическим концепциям, считался одной из основных философских школ (вместе с последователями учений Эпикура и Платона).

Отдельные идеи, очень близкие пантеизму, можно обнаружить и во многих восточных верованиях и философско-теологических течениях. Более всего это заметно на ранних этапах развития китайского даосизма, у тех же Лао Цзы и Чжуан Цзы.

В средневековье пантеистические учения однозначно определялись как ересь, и карались инквизицией по всей строгости церковных законов. В связи с этим, вплоть до эпохи ренессанса наблюдается упадок развития данной концепции.

В средние века открыто выступил с пантеистическими постулатами Джордано Бруно, за что поплатился собственной жизнью – был предан аутодафе (сожжению) в Риме по приговору святой инквизиции.

Главным трактатом, послужившим широкому распространению пантеизма в европейских странах Нового времени стала «Этика» Спинозы, увидевшая свет в последней четверти 17 века. В 19 веке это учение многие просвещенные мыслители расценивали не иначе как «религию будущего».

Последователями данной концепции стали Гегель, Лев Толстой, Кольридж, Уитмен и т.д. Не на шутку встревоженный широким распространением в мире «пантеистической ереси», папа Пий-IX выступил с речью, в которой он определил её как самое главное заблуждение современности.

Последователи в ХХ веке

В ХХ веке пантеистическому философскому учению следовали такие известные личности, как физик А. Эйнштейн, поэт Джефферс, историк Тойнби и многие другие.

Тезис о едином развитии мира, взаимосвязующей сущности развития всех явлений, присущий пантеизму, позднее лёг в основу холистического направления философии.

Папа Римский последовательно выступает с обвинениями последователей данного течения за отрицание превосходства человека, как высшей после Бога сущности, над окружающим миром.

Современные формы пантеизма

На сегодня имеется несколько разновидностей и направлений данного течения. Все они отличаются друг от друга степенью детерминизма, соотношением явлений и процессов с личностью Бога-творца.

  • Материалистическое, оно же натуралистическое. Полностью отождествляет Бога с природой.
  • Идеалистическое. Признаёт как первоисточник всего сущего некое идеальное начало. Наиболее ярко представлено в индуизме и буддизме.
  • Дуалистическое. В качестве основы мирозданья определяет как материалистическое, так и идеалистическое начало.

Среди пантеистов до сих пор ведутся дискуссии о корректности применения ими слова «Бог» в понимании его как некой личности, сотворившей мир.

Поскольку они не признают такой сущности Бога, то многие из адептов пантеизма считают, что от названия «Бог» следует вообще отказаться, дабы не вводить людей в заблуждение. В различных религиозных традициях отношение к пантеизму различно.

Если индуизм и буддизм принято считать древнейшими содержателями пантеистических идей и мировоззрений, то христианство относится к нему однозначно отрицательно. Так, православие считает эту концепцию не иначе как одну из разновидностей атеизма.