Перформанс – что это такое простыми словами?

Картинка Перформанс – что это такое простыми словами

Сегодня все чаще можно услышать, как элемент повседневности нарекается “искусством”. Искусство становится все более разнородным, вызывающим, провокационным.

В XX в. главным выражением этих событий, а может и самого искусства стали работы Энди Уорхола и его экспозиций состоящих из предметов массового потребления. Сегодня искусство характеризует то, что на языке масс-медиа называется “перформанс”.

Что такое перформанс

Перформанс – разновидность современного авангардного искусства, для которого присущи живость действия, активность всех его “экспонатов” и объектов выставки, для которого неприемлема статичность и постоянство. Этот вид искусства был создан чтобы воздействовать на зрителя как самим разворачивающимся действием актеров и участников, так и за счёт действий и участия его автора.

Иначе говоря, перформанс – это провокативное выступление одного или группы лиц, отражающее в себе какое-то неоднозначное событие вызывающее в обществе резонанс. В России, самыми знаменитыми перфомансами стали “постановки” художника Петра Павленского, акционисток коллектива “Война”, ставшего впоследствии известных как “Pussy Riot”.

Первый прославился тем, что прибил свои гениталии гвоздем к брусчатке на Красной площади, стоит как бы должно было означать выражение и эмоциональное состояние многих граждан России. Коллектив Pussy Riot” прославился рядом громких выступлений в одном московском университете и библиотеке, а также костюмированным рок-представлением в Храме Христа Спасителя.

Данные выступления были неоднозначно восприняты публикой, а в дальнейшем стали причиной уголовного дела в каждом случае. Таким образом становится очевидным, что основной целью подобного вида искусства становится выработка и создание нового информационного повода и концентрации “хайпа” вокруг фигуры автора.

В чем суть?

Цель любого перфоманса – вызвать максимально яркий эмоциональный отклик у зрителя. К постановке перфомансов прибегают в тех случаях, когда автор желает выйти в средства массовой информации с какой-то важной общественной проблемой или прорывной идеей в чем либо.

Реже, перформанс бывает “позитивным”, а его содержание и форма призваны помочь зрителю расслабиться и развлечься. Примером позитивного перформанса являются уличные музыканты, которые решают начать исполнять какие-либо песни на необычных музыкальных инструментах.

Перформанс в истории

Само слово появилось во второй половине прошлого столетия, если быть точнее, то в 1950-х. Впервые его употребил композитор Дж. Кейдж, исполнивший пьесу “4’33” в 1952 году. Однако, идейные истоки этого движения обнаруживают себя ещё на рубеже XX века. Такой вид искусства восходит к творчеству иконоборцев-футуристов и некоторых конструктивистов, расцвет которых пришелся на канун Первой Мировой войны.

Эти художники, впечатленные скоростью технического и идейного прогресса занимали должности оформителей в ряде популярных изданий. Своим неординарным творческим подходом они, с помощью многочисленных экспериментов, старались вызвать у читателей яркий эмоциональный отклик на события повседневности.

Следующим поколением авторов перформансов можно без сомнениях считать таких провокаторов общественного мнения как уже упомянутый Энди Уорхол и Йоко Оно, которые прославились тем, как часто они демонстративно срывали фанатские встречи. Пренебрегая всеми рамками приличия, они пользовались своею зрительской аудиторией как неотъемлемой частью собственных постановок, что в последующем подхватили многие другие звёзды шоу-бизнеса.

О структуре

У перформанса есть несколько неотъемлемых структурных компонентов – тело автора, его отношение с аудиторией, а также время и место в которых разворачивается действо.

Данные условия являются основными специфическими особенностями, отличающими этот вид искусства от выставки картин или скульптур, где все определяется характером выставочных объектов.

Основные виды

Сегодня искусствоведами выделяется два основных вида перформансов – экзистенциальный и концептуальный. Специфической особенностью первого является в направленности на экстравагантные формы тактильного садизма, подвижный сценарий выраженный в четкой фиксации его развязки.

Самыми известными действами такого рода стали “Мужчина/женщина…” Брюса Наумана и ”Балканское барокко” Марины Абрамович.

Под концептуальным перфомансом чаще подразумеваются различные виды политических и социальных пароли “на злобу дня”. Идея такого действа заключается в нарушении социальных стереотипов и представлений путем вторжения в границы индивидуальности конкретных личностей.

Следует отметить, что подобный вид перфоманса на сегодня самый доступный для исполнения и очень популярен среди поклонников жанра.